Я когда-то проглядывал книгу Зоар, которая фактически Библия Каббалы, но бросил ее, осознав, что в отличие от реальной Библии (которую можно вполне нормально читать неофитам), она предназначена уже для опытных адептов.
Прошло пять лет, я за это время изучил практически все религиозные трактаты, до которых смог добраться. Теперь пришло время упрощенных учебников по тому, что в разное время пропустил.
Итак. Каббала рассматривает наш мир как набор из пяти миров, причем каждый из них является следствием предыдущего - веткой. Физический мир - самое последнее следствие, последняя ветка. Остальные четыре - миры духовные, и в них нужно искать причины событий происходящих в пятом. В частности в высших мирах находится душа.
Канонический порядок изучения Каббалы:
1) Статьи Бааль Сулама в частности "Введение в науку Каббала"
2) Учение десяти Сфирот в порядке - 4, 6, 8, 16, 3, 15, 1, 2, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 13, 5 (религиозные книги вообще не любят человеческий порядок следования).
3) Статья Предисловие к "Книге Зоар"
4) «Книга Зоар» с комментариями Бааль Сулама
Во многом я ничего не понял, пытаясь курить Зоар, потому что начал с конца.
Основное стремление всего по Каббале, движущее миром - это стремление к удовольствию.
Духовные миры называются: Асия, Ецира, Брия, Ацилут и Адам Кадмон. Далее идет мир бесконечности. Подразумевается что изучение Каббалы позволяет (душе?) подняться в высшие миры. Правда таким образом миров получается семь, а не пять. Почему у религиозных фанатиков всегда так плохо со счетом?
Духовный подъем делится на 125 ступеней шаолиня миров (восприятия).
Духовный рост человека выражается в увеличении объема его келим, это типо органа, воспринимающего высшие миры. Плюс прокачиваются желания - кли.
Совокупность всех душ называется Адам.
Все человечество находится в слиянии в мире Ацилут, но ощущает себя в физическом мире отдельными людьми. Уже очень приличная стадия прокачки - воспринять себя в ацилуте единым со всем человечеством, почувствовать себя адамом, его частью.
Бог ака Творец это личность а скорее свет, идущий от мира бесконечности.
Собственно реальность только одна - бесконечность (ака малхут мира бесконечности, миллион названий у нее). Остальные - ее отражения. Более того это не фактические отражения а степени восприятия мира. Грубо говоря одно дело стоять в темной комнате и другое дело надеть очки ночного видения, ощущение от окружающего полностью изменится. Все миры кроме бесконечности так или иначе воображаемы, в том числе (особенно) и физический мир.
Каббала вольно трактует Библию, приписывая все описанные в пятикнижии события воображению героев. Будто бы все происходящее - это иносказание внутренних состояний персонажей. Как не сложно догадаться, такая трактовка это идеальный спгс и позволяет делать с событиями Библии все что угодно.
Считается, что понятиями нашего мира Библия описывает законы Бесконечности.
Кстати библейский Адам трактуется Каббалой не как человек, но как все человечество разом, единая душа. А сам богу называется внезапно - ацмуто.
По каббале в основе всего - эгоистическое желание получать удовольствия, и живой мир отличается от растительного тем, что у него этого желания больше. Кто-то я вижу судит обо всех по себе. При этом на нижних ступенях развития человек целиком под управлением этого желания, а на высших его заменяет стремление почувствовать высший мир. Это все очевидно разделение на адептов и нет, так как кто же еще хочет вникать в этот их высший мир кроме адептов культа. Ну и меня, лол.
Возникновение миров было процессом прорывания энергии из высшего в низший, малхут высшего мира становится кетер низшего. Малхут это сущность, предмет в мире. Кетер - желание создать сущность.
Далее книга описывает эволюцию в тех же примерно образах.
Цель человечества по каббале - в том чтобы стереть грани между мирами и позволить свободно перемещаться между ними и типо как к этому мир ведет сама эволюция.
Стремления каббала разделяет на низшие и высшие. Низшие - желание пищи секса, физиология короче. Стремления присущие неживому (?) объекту. Далее желание богатства (читай - больших возможностей) присущее растительному. Выше желание слава (тоже возможностей, но скорее в социуме) присущее животному. Далее стремление к знаниям (хаха, тоже больших возможностей, но более опоследованно) присущее человеку. И самое высокое - желание единиться с миром (и с богом) присущее эээ адепту культа?
Каждому уровню желаний соотвествует свой мир, фактически желание на соответствующем уровне меняет взгляд человека на мир.
Я все думал, откуда эти названия - кетер, тифарет и прочее... так этож Алита все с каббалы стащила! Вот любят ее японцы почему-то.
Далее в книге идут схемы миров и это охренеть комплексная структура, там те самые 125 ступеней это типо под-миры и все это описывается местным новоязом и нужно вникать в стопицот названий всего, блин мне влом. Причем звучит это все как лор Киндом Хартс, там через слово Свет, Тьма, Творец.
Просто чтобы вы представляли как оно читается, вот кусочек цитирую:
"Стадии творения и развития кли
0 – кетэр – желание Творца создать кли и дать ему наслаждение.
1 – хохма – рожденное светом, но еще не осознанное, несамостоятельное желание наслаждения, как бы связанные вместе ор и кли. Самостоятельного желания со стороны кли еще нет. Естественно, что в стадии хохма доминирует свет, так как его желание дать наслаждение первично: оно породило кли. Поэтому самостоятельные желания в кли хохма отсутствуют.
2 – бина – впитывая весь ор хохма, кли приобретает и его желание «давать», предпочитает быть подобным свету, давать Творцу, как дает Он. Рождается новая стадия – бина, которая получает наслаждение не от света, а от чувства отдачи Творцу. Это наслаждение называется ор хасадим"
Блин у кого-то вот слишком много свободного времени. И этот кто-то - не я.
Причем в центре этой космогонии основная мысль что круче всех тот, кто ее знает, будто бы я на собрание специалистов лора звездных войн попал. БУДТО БЫ Я НА СОБРАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛОРА СЕРИАЛА ФЛЕШ ПОПАЛ.
Короче может еще вернусь однажды, сейчас мне влом. Где-то две трети первого тома (из двух) я осилил.